До основания национальной железнодорожной компании Renfe в 1941 году на территории Испании действовало несколько частных групп: MZA, Oeste, Norte, Ferrocarriles Andaluces и другие. Именно они создали эти железнодорожные города с таким же рвением отца, заботившегося о своих детях, — защитным, но в то же время авторитарным. Компания все продумала. Ранние ненадежные жилищные условия (бывшие жители трущоб или вагонов поездов) уступили место приличным домам. Компания также оплачивала розничные и медицинские услуги, хотя еще оставалось место для некоторых инициатив частного бизнеса.
В Альморчоне, железнодорожном городке в западной провинции Бадахос, Мари Лоли Санчес до сих пор живет в том же доме, где ее отец и дед когда-то работали мясником. На этой же улице раньше было несколько гостиниц и тротуаров, куда местные жители собирались по вечерам, чтобы выпить. Это было в 1960-х годах, когда население Альморхона насчитывало более 1200 жителей. Сегодня ему 45. «Это был переход поездов в Кордову, Мадрид и Бадахос; это был улей активности », — вспоминает Клеменсия Муньос Секо, еще один местный житель, который помогал основать районную ассоциацию Vecinos de Almorchón для сохранения наследия деревни. «Дело не в одержимости тем, что было раньше, а в размышлениях о том, что могло бы быть», — говорит Мари Лоли.
Одна из обязанностей Адифа — управлять активами, унаследованными Renfe от частных железнодорожных компаний. Эти активы включают дома, павильоны, вокзалы и здания, в которых когда-то размещались школы и медицинские кабинеты. Многие из них находятся на грани краха. В больших городах, таких как мадридский район Викальваро, большая часть недвижимости была продана много лет назад. «Это старые здания, в которых мы провели все возможные ремонтные работы», — говорит Хосе Луис Гарсиа Монтон, ответственный за железнодорожное наследие Адифа в Мадриде. «Вот почему они не предлагаются по рыночной стоимости».
Жители нескольких железнодорожных городов, опрошенные для этой статьи, сказали, что платят от 100 до 200 долларов в месяц за аренду. Это привлекло таких людей, как Ирен Муньос, 34-летняя женщина из Толедо, которая арендует часть того, что когда-то было домом начальника станции в Альгодоре. Муньос, которая живет там со своим партнером и их дочерью, знает, что у них никогда не будет возможности купить недвижимость, даже если они заплатили за необходимый ремонт из собственного кармана.