Марин и Родригес покинули Венесуэлу в первые годы пребывания у власти президента Уго Чавеса, прежде чем ситуация стала ужасной. С тех пор они стали свидетелями того, как их соотечественники стекаются в испанскую столицу, чтобы найти убежище в политическом и экономическом хаосе. Сейчас Антохос Арагуаней является предметом гордости венесуэльцев в Мадриде, а Марин и Родригес стали образцами для подражания для предпринимателей, стремящихся преуспеть в Испании. «Я всегда даю им один и тот же совет: работайте, работайте и работайте», — говорит Марин, у которой нет пенсии в возрасте 69 лет.
Мадрид принимает на ходу лишь небольшую часть венесуэльцев. Остальные едут в США, соседние латиноамериканские страны или другие города Европы. По данным ООН, с 2015 года свою родину покинули 4,6 миллиона граждан, и в этом году их число может вырасти до 6,5 миллиона. Это сценарий, который влияет на принимающие города, аналогично исходу из Сирии. Его культурный след можно почувствовать по всему Мадриду: на рынке Маравильяс, в повсеместной продаже арепа, кукурузных лепешек и огромного состояния столичной лиги софтбола, любимого вида спорта Венесуэлы. Но в то время как венесуэльцы заявляют о своем присутствии в Мадриде, румыны — 136 661 — и колумбийцы — 100 732 — остаются крупнейшими группами этнических меньшинств в столице.
По мере того, как их число росло, профиль типичного венесуэльского иммигранта изменился; По словам Кристины Исакуры, иммиграционного поверенного Венесуэлы, которая обслуживает их потребности в своем офисе на центральной площади Пуэрта-дель-Соль, те, кто приезжает сейчас, делают это с меньшими и меньшими ресурсами.
Восемь лет назад элитные апартаменты в районе Саламанка покупали в основном молодые специалисты со сбережениями или представители богатой элиты. Но за последние два года многие из тех, кто приехал, оказались в безвыходном положении, напрягая городские столовые и убежища. «Я видел детей, которых посылали только их родители, некоторые из которых недоедают — такое случается часто», — говорит Исакура. «Я разговаривал с людьми, которые не могут представить себе венесуэльцев без достаточно денег, чтобы купить билет на поезд».
Бездомные инженеры
Приедут и пожилые люди — родители, бабушки и дедушки более молодого поколения уже обосновались в Испании. Это форма страхования, поскольку дома не хватает лекарств и медицинских услуг. По словам Томаса Паэса, координатора Обсерватории венесуэльской диаспоры, большинство молодых людей имеют высшее образование, но работают вручную в качестве доставщика или официанта. Они продают свои дома по самым низким ценам, чтобы оплатить перелет. «Квартиры площадью 200 квадратных метров в ранее востребованных районах Каракаса продаются менее чем за 60 000 евро», — говорит Паес.